BRENT 100.71 $/bbls $ 62.0 ₽

Будущее ВСМ Москва – Санкт-Петербург под большим вопросом

Example blog post alt

На правительственном уровне решается вопрос о том, как будут перевозиться грузы между Москвой и Санкт-Петербургом, а точнее о планах возведения обособленной магистрали для грузовых авто между этими двумя городами.

Отдельный путь может быть реализована вместо проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (далее ВСМ) на участке Москва – Санкт-Петербург, планируемой с целью сокращения времени между этими городами до 2 ч и 15 мин. Рассматривается вопрос если не о тотальном отказе от ВСМ, то о сдвиге сроков ее воплощения. На ВСМ планировалось затратить 1,4-1,7 трлн руб. и закончить постройку в 2027 г.

Вероятность всего вышеизложенного обговаривалась на совещании, которое проводилось у первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова по инвестиционой программе и финплану ОАО «РЖД» на 2022-2024 годы. Железнодорожному холдингу было в рекомендательной форме предложено «дополнительно проработать» многие пункты.

В частности были озвучены предложения по учету увеличения грузовой базы портовых терминалов Северо-Запада и планируемое развитие данного грузового сообщения.

Комплексный проект модернизации инфраструктуры планирует, что перевозка грузов жд транспортом по данной ветви составит 170 млн т к 2025 г., и 220 млн. т к 2030 г. при условии продления плана до этого срока. Правительством также были озвучены мысли о желательном развитии портовых терминалов Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов.
Экспертами и участниками рынка высказываются серьезные опасения по поводу выделения отдельного грузового маршрута между двумя российскими столицами. Рост грузового потока сомнителен, потому что часть грузов уже была перенаправлена из-за введения в эксплуатацию поездов типа «Сапсан» и платной автомобильной трассы М-11 под названием «Нева». Специалисты утверждают, что выгоды от проекта ВСМ больше: у него значительный мультипликативный эффект и он позволяет экономить время.

Введение в эксплуатацию трассы «Нева» в полной мере отвечает потребностям грузоотправителей, оснастивших свои автомобильные единицы транспондерами. Так считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он также считает, что появление еще одной грузовой параллели не является актуальным, так как цена проезда по автотрассе незначительно превышает платежи в границах «Платона» на трассе без взимания платежей. Господин Бурмистров также отмечает, что «Сапсаны» задействованы в полной мере в сфере пассажирского потока, они приносят прибыль РЖД и выдерживают конкуренцию с авиаперевозками. Он же считает, что отказ от проекта ВСМ поможет снизить имеющуюся долговую нагрузку на холдинг и существенно улучшить состояние инвестиционной программы, уменьшив ее в связи с приостановкой дорого и нескоро окупаемого проекта.
Его мнение отличается от высказываний генерального директора РЖД Олега Белозерова, по словам которого ВСМ является окупаемым предприятием, так как оказывает мультипликативный эффект.

4