Обычно владельцы спецтехники задумываются о проблемах с обслуживанием двигателя только тогда, когда состояние двигателя уже серьезное, а именно: двигатель не запускается нормально и регулярно глохнет при работе экскаватора-погрузчика, двигатель издает скрежет, стуки, дребезжащие звуки. и т. д. Шум, сильный перегрев, черный дым из выхлопной трубы.
Выход из строя двигателя означает неизбежный простой спецтехники, ведь ремонт двигателя для спецтехники – процесс длительный и трудоемкий. Просто разборка и вскрытие мотора займут минимум сутки, столько же времени займет и обратная сборка. Добавьте еще один день на устранение неисправностей двигателя внутреннего сгорания и диагностику проблемы. Непосредственные ремонтные работы также могут занять от одного до нескольких дней, в зависимости от сложности неисправности и наличия запчастей. К тому же не каждый человек может самостоятельно найти причину поломки и ее отремонтировать, обычно обращаются в спецсервисы.
Возможные причины поломок
Непосредственной причиной выхода двигателя из строя является физический износ его составных элементов вследствие постоянного трения в процессе работы, абразивного воздействия частиц грязи и других подобных явлений. Физический износ возникает вследствие естественного старения деталей специальной техники, работающей на пределе своих возможностей, например, при работе в сжатые сроки в сложных погодных и геологических условиях.
Помимо этих неизбежных причин, существуют различные необоснованные варианты эксплуатации машин и желание владельцев сэкономить затраты на техническое обслуживание за счет оборудования. К ним относятся неисправный ремонт, выполненный неквалифицированным персоналом, некачественное топливо, запчасти, которые просто не подходят к оборудованию, а также техническое обслуживание, выполняемое в сомнительных центрах.
Конечно, даже при строгом соблюдении всех норм по ремонту спецтехники риск повреждения деталей двигателя в результате аварии все равно существует.
Особенности и виды ремонта
Категории ремонта двигателей внутреннего сгорания специальной техники следующие:
- Плановый. Каждый компонент двигателя, будь то простой масляный фильтр или высокотехнологичный насос, имеет свой срок службы (измеряется в часах работы двигателя). При достижении или превышении рекомендуется заменить компонент, дальнейшая эксплуатация может привести к выходу из строя и увеличению нагрузки на соседние компоненты;
- Профилактический. Если при следующем осмотре будет обнаружено незначительное повреждение компонента или отклонение от стандартных рабочих параметров двигателя внутреннего сгорания, его следует заменить и отрегулировать, не дожидаясь ухудшения ситуации. Современное плановое и профилактическое обслуживание – это гарантия того, что ваш двигатель прослужит дольше и будет работать максимально эффективно.
- Капитальный. Требуется при наличии значительных отклонений от стандартных показателей эффективности. Правильный капитальный ремонт по сути аналогичен замене двигателя, хотя и стоит значительно дешевле.
Ремонт дизельного двигателя имеет множество особенностей по сравнению с ремонтом двигателя легкового автомобиля.
Признаками необходимости диагностики, осмотра и ремонта являются:
- Необычные шумы, звуки и стуки в кривошипно-шатунном механизме и клапанной системе;
- В процессе работы оборудования увеличивается расход масла;
- Двигатель не может работать должным образом из-за пониженной компрессии;
- Возникла проблема при запуске, не связанная с системой питания;
- Наличие проблем с запуском;
- Механические повреждения (сломанный поршень, сломанный шатун и т. д.).
Неисправности ДВС могут дополнять друг друга или возникать последовательно. Наличие одного из этих признаков требует полного осмотра и диагностики силового агрегата.
Для текущего и капитального ремонта двигателя рекомендуется приобретать оригинальные запчасти. Они полностью соответствуют конструкции оборудования и не вызовут затруднений при монтаже и последующей эксплуатации.