Арт-терапия - вовсе не модное направление в искусстве, она и не является панацеей от всех бед. В основе её лежат три фактора: лечебный, отвлекающий и гармонизирующий. Проще говоря, коррекция арт терапией это терапия искусством и творчеством, включающая в себя заботу об эмоциональном состоянии пациента или целого коллектива.
Пациент в арт-терапии не воспринимается как больной человек. К нему относятся как к личности, которая стремится развиваться, расширяя круг своих возможностей.
Каждый раз, когда человек рисует или лепит скульптуру, делая это спонтанно, в зрительном образе отражается его внутреннее "Я". Все процессы, которые происходят у него в подсознании (травмы из детства, психологические травмы, страхи, фобии, сновидения), проявляются в художественных образах. И не всегда их легко описать словами, поэтому, чтобы выразить переживания, используются невербальные средства общения.
Арт-терапия не требует художественных навыков и опыта рисования. К условиям арт-терапии относятся: креативность, желание сотрудничать и обмениваться опытом, концентрация на собственных эмоциях, доверие и, конечно, сам процесс творчества.
Процесс арт-терапии включает в себя следующие стадии:
- воспоминание определённых событий с последующим воспроизведением информации;
- когнитивный образ, припоминание;
- подключение эмоций к творческому процессу, эмоции, переживания;
- выражение событий из прошлого за счёт эмоций;
- установка связи между проблемой, существующей в данное время, и прочими событиями.
Таким образом, в начале арт-терапии человек является художником, творцом, затем перерастает в наблюдателя, после чего происходит инициация ощущения полноценности и гармонии своего "Я".
При проведении арт-терапии следует учитывать, что моменты восприятия и изобразительного искусства достаточно отдалены на временной прямой. Рисунок отчуждён от своего создателя, при этом создатель меняет свою роль от художника до наблюдателя, личность приобретает новое состояние.
Одна часть арт-терапии - невербальная. Рисунок, живопись являются основным средством самовыражения.
Вторая часть - вербальная, структурированная. Она подразумевает словесное описание, обсуждение, интерпретацию полученных образов и ассоциаций.
Специалисту по арт-терапии следует учесть, что сеанс не подразумевает требований, указаний, ограничений, принуждения и команд. Участник занятия сам выбирает вид и содержание своего рисунка, он может отказаться от некоторых заданий, может просто наблюдать за другими, не принимая участие в процессе. Любой продукт творческой деятельности заслуживает одобрения, не имеет значения насколько профессионально выполнен рисунок и какую он имеет форму, нельзя сравнивать его с другими объектами, критиковать и наказывать.
Во время арт-терапии человек не испытывает неловкости и обиды, он остаётся самим собой. Поддержка и групповая сплочённость являются основными "лечебными" факторами.